Центр проблем развития образования

Белорусского государственного университета

www.charko.narod.ru

 

Альманах № 2
«В поисках нового университета»

 

 

Трансформация критериев оценки образовательного процесса в университете как фактор реформирования в вузе (резюме социологического исследования)

Ященко Лина Анатольевна, научный сотрудник Центра проблем развития образования БГУ

 

Механизм традиционного реформирования и культуропорождения в университете различен.

Реформирование (т.е. введение плановых изменений) предполагает наличие в организации хорошей исполнительской культуры, системы иерархических связей, устойчивое распределение полномочий и позиций, где каждое звено выполняет только те функции, которые ему определены. Уровень информированности каждого субъекта, включенного в процесс принятия решений, так же четко фиксирован. Принимающие решения отделены от тех, кто является их непосредственным реализатором.

Изменение, превышение или "размывание" границ ролевого участия вызывает конфликты статусных отношений. Постоянно актуальна проблема профессионального "сгорания". Избегается ситуация риска, связанная с опасностью, а в ситуации безопасности профессиональная активность быстро "затухает".

В ситуации неопределенности механизм реформирования малоэффективен и характеризует закрытость социального пространства университета.

Практически это проявляется в слабой "инициативности" нижних ступеней иерархии, отсутствии эффективных форм обратной связи. Основными профессиональными мотивами работающих являются мотивы жизнеобеспечения и безопасности.

Каков потенциал среды (в том числе организации) как порождающего механизма ? Каковы причины периодического профессионального "выгорания" его сотрудников ?

Культуропорождение - это "вовлечение зрителя в игру во время спектакля". Инициатива в изобилии, информация и статистика открыты и доступны, открытая конкуренция идей и решений, полномочия распределяются в зависимости от способности строить продуктивные отношения с конкурентами и потребителями.

В университете отношения строятся в рамках образовательной коммуникации и работы со знанием.

Порождать новое знание - это, в частности, может означать умение:

интерпретировать (работать с данной информацией в контекстах), в результате чего она будет приобретать новые смыслы, содержания, упаковку и т.д.);

мыслить иначе (нарушать границы, применять информацию за пределами тех областей, для которых она может быть первоначально предназначена). Дизайнерская функция знания;

знание как способ самоопределения (опираясь на некоторые исходные данные создавать собственную исследовательскую задачу и траекторию ее решения, строить и создавать свой проект);

понимать (использовать информацию как средства перехода от своего пространства к чужому и обратно). Получать новые знания в процессе этого взаимоперехода, накладывания. Получать и приращивать новое знание в результате взаимопередачи от себя к другому, использовать обращение, понимание информации как способ приращения знания (диалог);

знание-инструмент (работать различными способами в получении и применении информации). Подобно тому как дизайнер создает новый образ известной вещи, не изобретая, по сути, ничего (зубная щетка, велосипед, стул). Но при этом изменяется распространенность, область применения и цена вещи. А также умение делать собственное знание легитимным, законным, применимым, серийным и актуальным для других.

знание как способ достижения истины. Приверженность истине приобретает некоторый нравственный эстетический смысл, при этом не означает движения к некоторой конечной цели или горизонту (сохранить приверженность ценности в ситуации, когда ее нет).

В рамках программы "Университет как центр культуропорождающего образования" социологической группой Центра проблем развития образования БГУ в 1999-2000 проводилось исследование "Университет в перспективе развития", результаты которого мы представляем в настоящей статье.

В предпринятом исследовании приняли участие 135 преподавателей БГУ в возрасте от 23 до 60 лет 29 кафедр 8 факультетов университета. Было опрошено также 695 студентов, из них 400 человек - первокурсники, 295 человек - студенты 3-5 курса тринадцати факультетов университета.

Задачи исследования

Исследование ставило перед собой задачи:

1. Изучить перспективные образовательное среды. Где реально студент приобретает и хотел бы приобретать свое образование - соотношение традиционных и нетрадиционных форм.

2. Выбрать оптимальную модель организации процесса обучения (характер взаимодействия преподаватель-студент).

3. Определить степень активного использования ПК преподавателями и студентами в учебном процессе, цели этого использования.

4. Изучить активность использования студентами дистанционных способов обучения.

5. Сравнение существующих и желаемых способов получения учебного знания, эффективность существующих форм контроля учебной работы.

6. Исследовать функции учебного знания.

7. Изучить типы коммуникативного взаимодействия преподавателя и студента по признакам: паритетность, формальность, авторитарность, "транслирование"знания, "порождение".

8. Исследование мотивации обучения и профессиональных планов студентов как критериев адекватности университетского образования требованиям социокультурной ситуации и рынка.

9. Оценить развитие университета как мультикультурного пространства, функции образования как культурного "погружения".

10. Изучить факторы профессионального самочувствия преподавателей БГУ в контексте реформирования университета: удовлетворенность работой, факторы интеграции профессионального сообщества БГУ, перспективы профессиональной карьеры, возможность альтернативных вариантов работы, физическое самочувствие, структура профессиональной деятельности и др.

11. Самооценка уровня включенности в профессиональные сообщества через различные средства коммуникации.

12. Изучить желаемые и действительные роли преподавателя в учебном процессе.

13. Охарактеризовать ситуацию в университетским образовании через исследование установок преподавателей к предлагаемым инновациям.

Выводы

Четверть студентов университета согласна с инструкциями (правилами, нормами взаимодействия и отношениями), существующими в университете, а три четвертых требует их перепрочтения и рационализации.

Таблица 1. Распределение мнений студентов 1-2 и 3-5 курсов о соответствии университетского образования современным представлениям об уровне культурной, научной и образовательной подготовки студента

 

Варианты ответа

1-2 курс

3-5 курс

Соответствует современным представлениям об уровне культурной, научной, образовательной подготовки студента

18,8

17,6

Частично отвечает требованиям времени

61,8

58,3

Не соответствует требованиям, переживает период кризиса

8,5

14,2

Затрудняюсь ответить

7,5

3,7

Нет ответа

0,5

2,0

Итого

100,0

100,0

 

Так, более половины студентов оценивают свое образование как частично соответствующее современным требованиям к научной, культурной и образовательной подготовке в университете. Критические оценки чаще встречаются у студентов старших курсов.

На традиционный вопрос "Что делать и кто виноват?" однозначного ответа опрос не дает, однако, намечает некоторые контуры развития.

Таблица 2. Распределение мнений студентов о перспективных направлениях развития университета

 

Варианты ответа

1-2 курс

3-5 курс

Организация обучения на основе междисциплинарного подхода

8,0

4,4

Расширение диапазона технических и информационных средств обучения

18,2

32,2

Использование активных методов обучения (дискуссии, тренинги, работа в группе)

22,5

22,0

Внедрение многоступенчатой системы обучения (подготовка бакалавров, магистров)

10,8

10,8

Более тесная связь образования с культурными и национальными процессами в развитии общества

9,0

9,8

Ограничение излишнего администрирования, бюрократизма в управлении университетом

16,8

13,6

Более активное включение университета в рыночные процессы

2,0

4,1

Развитие альтернативных форм, типов обучения (платное, бесплатное, последипломное , курсы)

5,2

2,7

Демократизация жизни университета в целом, образовательного процесса

17,0

12,5

Активизация мер социальной защиты студентов и преподавателей

8,5

10,5

Укрепление автономии университета, самоуправления

2,8

4,1

Углубленное изучение иностранных языков

29,5

27,1

Другой ответ

0,0

2,7

Нет ответа

0,8

1,0

 

Хотя идти придется долго и в разных направлениях, но все участники молоды и полны энтузиазма.

Наиболее перспективными направлениями выбраны: информационные и технические средства обучения, активные методы обучения, ограничение администрирования и бюрократизма, демократизация жизни университета, иностранные языки.

Приобретение опыта демократических методов управления административной частью университета, использование "механизмов обратной связи" может быть использовано как важный информационный ресурс.

Мы ожидаем, от нас ожидают… Как это часто не совпадает !

Таблица 3. Распределение мнений студентов об оправданности их ожиданий относительно первоначальных планов

 

Варианты ответа

1-2 курс

3-5 курс

Оправдались полностью

12,5

5,1

Скорее да, чем нет

46,0

48,8

Скорее нет, чем да

13,8

21,4

Совсем не оправдались

3,5

4,7

Трудно сказать

20,0

12,5

Итого

100,0

100,0

 

Около половины студентов 1-2 курса оправдали свои ожидания в отношении учебы в БГУ, так же считают 48,8 % студентов старших курсов.

Большинство студентов имеют приблизительные представления о критериях хорошего, плохого, эффективного и неэффективного, инновационного и традиционного образования. Ответы респондентов показывают, что преподаватели, практически ориентированные на инновации в образовании, находятся в меньшинстве. Только каждый десятый студент в среднем указывает, что преподаватели часто используют новые методики, 47,0-45,1% - иногда используют что-то новое.

Преподавателям чаще удается достигать успеха в решении тех дидактических задач, которые "предполагаются" традиционным обучением и определяются доминирующей позицией преподавателя.

Таблица 4. Распределение мнений студентов о новинках в методике обучения.

 

Варианты ответа

1-2 курс

3-5 курс

Большинство педагогов преподает по старинке

21,0

27,1

Некоторые преподаватели используют что-то что -то новое

47,0

45,1

Преподаватели часто используют новые методики

9,5

11.5

Затрудняюсь ответить

22,5

16,3

Итого

100,0

100,0

 

Университетское образование законсервировало свою теоретическую составляющую, почти не оставив места практике и индивидуально-эмпирическому опыту студента.

Таблица 5. Распределение мнений о преобладающих типах коммуникации между преподавателем и студентом в настоящий момент и в перспективе.

 

 

В настоящий момент ( студенты)

 

Предпочту в перспективе (преподаватели)

 

 

Курс

1-2

3-5

1-2

3-5

 

а) паритетной основе

23,5

22,7

71,8

73,6

 

б) доминирующей позиции преподавателя

74,5

70,5

9,0

9,8

 

в) доминирующей позиции студента

0,0

2,0

11,2

6,1

 

Нет ответа

3,0

6,1

5,0

5,4

 

Итого

100,0

100,0

100,0

100,0

 

 

Две трети опрошенных студентов отмечают, что преподаватель транслирует знание как готовый продукт и одна треть характеризует это взаимодействие как путь к порождению нового знания.

Существенно возрастает число студентов, которые хотели бы отслеживать качество своей учебы участием в профессиональной деятельности и создавать тем самым предпосылки для будущей карьеры.

Таблица 6. Распределение мнений студентов о том, что является основным критерием их хорошей учебы

 

Сейчас

 

Варианты ответа

Хотел(а) бы

1-2 курс

3-5 курс

 

1-2 курс

3-5 курс

12,5

38,0

Текущая успеваемость

12,5

14,6

27,0

12,2

Успехи в научно-исследовательской работе, наличие публикаций, самостоятельных исследований

27,0

24,1

10,0

13,9

Авторитет у студентов

10,0

10,2

16,2

24,7

Авторитет у преподавателей

16,2

14,2

33,2

7,1

Участие в профессиональной деятельности, создающее предпосылки для будущей карьеры

33,2

32,2

27,0

34,2

Личное удовлетворение собственным развитием и профессиональным ростом

27,0

19,0

0,8

1,5

Другое

0.8

0,7

 

Критерий качества образования выходит за пределы самого учебного процесса и становится частью некоторой более универсальной целостности, нежели сам университет.

Таблица 7. Распределение мнений студентов о том, где еще им приходилось получать образование…

 

Варианты ответа

1-2 курс

3-5 курс

1) нет ответа

45,8

49,8

2) слушать лекции в других вузах

16,5

20,3

3) посещать занятия на других факультетах

15,8

17,3

4) обучаться за границей

9,5

7,8

5) получать образование дистанционно (с помощью ПК, информационных сетей, почтой)

20,0

14,9

6) другое

0,0

0,0

 

В БГУ назрела необходимость разработки комплексной программы социальной защиты студенчества, в том числе так называемой вторичной занятости. Если к 3-5 курсу многим студентам удается находить некоторые виды работы по специальности, то на начальных курсах это наиболее сложная задача.

В университете мало делается для того, чтобы студенческая жизнь приобрела некий особый стиль. Субкультурные реальности, сформированные университетом, носят преимущественно обслуживающий по отношению к организации учебного процесса характер, не имея самодостаточной природы. Субкультурное пространство университета "укладывается" в категории моностилистической реальности. В соответствии с принципами тотализации и исключения, не поддерживается взаимодействие различных по происхождению систем знаков и символов на уровне одной кафедры или факультета. Это доказывается фактами сложности организационной работы в университете в целом.

Таблица 8. Распределение мнений студентов о субкультурах университета. Какая из них оказала на Вас наибольшее влияние за время Вашей учебы? (Дайте свой ответ в каждой строке таблицы)

Для студентов 1-2 курсов:

Оказывает сейчас

Варианты ответов

Не оказывает, но хотелось бы в перспективе

25,5

Молодежная субкультура

6,2

21,0

Субкультура Вашей специальности

17,5

2,8

Субкультура других специальностей

12,8

34,2

Студенческая субкультура

6,5

6,0

Субкультура землячеств

6,2

10,5

Субкультура интеллигенции

18,8

15,2

Педагогическая субкультура

11,8

3,2

Иностранная субкультура

21,5

0,2

Иная

3,5

6,5

Нет ответа

10,5

 

Для студентов 3-5 курсов:

Оказывает сейчас

Варианты ответов

Не оказывает, но хотелось бы в перспективе

38,0

Молодежная субкультура

11,2

30,5

Субкультура Вашей специальности

19,0

3,7

Субкультура других специальностей

15,6

39,7

Студенческая субкультура

5,4

3,7

Субкультура землячеств

6,1

18,6

Субкультура интеллигенции

21,4

13,6

Педагогическая субкультура

7,1

4,1

Иностранная субкультура

22,0

3,7

Иная

3,4

3,7

Нет ответа

9,5

Молодежь активно тянется к новому. Потенциально творческими в этом смысле ими видится субкультура других (не выбранной ими) специальностей, иностранная субкультура и субкультура интеллигенции.

Таблица 9. Распределение мнений студентов о сформированности их представлений по отношению к … (для студентов 1-2 курсов)

 

Варианты ответа

В настоящий момент

Нет, но хотел (а) бы в перспективе

Нет, и не хочу

Нет ответа

Да

нет

1) национальным традициям

28,5

21,0

35,0

6,8

8,8

2) религии

20,8

24,5

17,8

26,8

10,2

3) белорусскому языку

43,5

15,2

20,0

14,2

6,8

4) истории своего народа

54,5

12,5

21,0

4,8

7,2

5) стране, краю, земле

38,8

15,2

25,8

5,2

15,0

6) мировой культуре

50,2

13,2

22,2

2,8

11,5

7)       Другое

13,2

3,8

9,2

3,8

72,8

Происходят ли изменения в университетском образовании спонтанно или их необходимо стимулировать? 40,0% опрошенных преподавателей оказались сторонниками позиции "отчасти". 37,0% не согласны со спонтанным ходом изменений, отдавая предпочтение их стимулированию. 12,6% респондентов полагают, что система сама производит необходимые ей изменения.

Таблица 10. Распределение мнений преподавателей о ходе изменений

 

 

Согласен

Отчасти

Не согласен

Большинство преподавателей незнакомо с образовательными инновациями в других вузах, за пределами республики

45,2

31,9

14,1

Инициативе преподавателей, их готовности участвовать в реформе практически ничто не мешает

13,3

43,7

28,9

Мое внутреннее стремление изменять традиции наталкивается на различные препятствия

13,3

44,4

27,4

 

Итоги результатов социологического опроса представлены социологической группой ЦПРО Ященко Л.А., Костюкевич С.В., Харченко А.В.

 

Назад



Hosted by uCoz